Как похудеть правильно

Энциклопедия Здоровья

Поиск по сайту

Похудеть помогут полезные бактерии

Средиземноморская диета, средиземноморская пирамидаЧтобы похудеть, необходимо прежде всего восстановить и обогатить микрофлору кишечника, - к такому выводу пришли французские учёные по результатам последних исследований, опубликованных в журнале Nature. Лишний вес и ожирение зачастую связаны с дисбактериозом и плохой работой желудочно-кишечного тракта, вызванной низким разнообразием видов полезных бактерий, населяющих кишечник.

При правильном питании в кишечнике человека синтезируются почти все необходимые нам для жизни витамины (кроме витамина С). Однако, в процессах расщепления белков, жиров и углеводов, как и в синтезе необходимых нам витаминов и аминокислот, принимают участие живущие в просвете кишечника полезные микроорганизмы. Эти микроорганизмы чатично выводятся вместе с переработанной пищей, поэтому очень важно поддерживать условия для их постоянного размножения и роста.

К сожалению, полезная микрофлора быстро погибает при неправильном питании, а также под действием антибиотиков, и некоторых других лекарственных препаратов, что приводит к дисбактериозу кишечника и дальнейшему его заселению чуждой патогенной микрофлорой, которая вызывает процессы брожения и гниения в организме. Всё это приводит к ухудшению переваривания и усвоения пищи и, как следствие, к дефициту различных витаминов и микроэлементов в организме, который он пытается компенсировать путём переедания.

Эксперимент, который провели учёные, состоял в том, чтобы обогатить кишечную микрофлору при помощи специальных диет, позволяющих заселить кишечник полезными микроорганизмами и, таким образом, помочь испытуемым снизить вес.

Одна группа специалистов под руководством Эманюэль Ле Шателье (Emmanuelle Le Chatelier) из Национального института агрономических исследований исследовала состав микрофлоры кишечника 292 человек, 169 из которых страдали ожирением, а 123 имели нормальную массу тела.

Было выявлено две группы индивидуумов, различающиеся по разнообразию представленных в составе микрофлоры микроорганизмов. Причем кишечная микробиота участников из «однообразной» группы отличалась от таковой в «разнообразной» группе всего на один-два вида бактерий. В группу с однообразным составом микрофлоры вошло 23 процента участников. Эти люди, в среднем, имели большую массу тела, чем остальные, у них чаще наблюдались нарушения липидного обмена, резистентность тканей к инсулину, отмечался более выраженный воспалительный фенотип жировой ткани, что является факторами риска развития диабета 2 типа. Кроме того, страдающие ожирением участники «однообразной» группы быстрее набирали вес, чем люди, в кишечнике которых было представлено больше видов бактерий.

Вторая команда, руководимая Орели Котийяр (Aurélie Cotillard) из парижского Исследовательского центра des Cordeliers, изучала связь между рационом, составом кишечной микрофлоры, а также метаболическими и воспалительными процессами в организме. В исследовании было задействовано 49 участников, 38 из которых страдали ожирением, а 11 - избыточной массой тела. У 40 процентов участников состав кишечной микрофлоры оказался менее разнообразным, чем у остальных. Все они были посажены на диету, направленную на обогащение микрофлоры. Было зафиксировано, что по мере увеличения разнообразия бактерий в кишечнике вес участников начал снижаться.

Полученные результаты, хотя и требуют дальнейшего подтверждения, отмечают авторы, говорят в пользу гипотезы о связи между привычным рационом, структурой кишечной микробиоты и нарушениями метаболизма, и дают основания предполагать, что расширение состава кишечных бактерий с помощью соответствующей диеты может положительно повлиять на метаболизм, что, в свою очередь, приведет к снижению веса.

Чтобы способствовать восстановлению полезных бактерий в кишечнике, следует активно употреблять в пищу кисломолочные продукты (кроме кефира, т.к. он содержит агрессивные грибковые культуры) и как можно больше продуктов, содержащих в своём составе клетчатку и полисахариды (инулин и др.). Такое питание подавляет рост патогенной микрофлоры и создаёт благоприятные условия для размножения лактобактерий, бифидобактерий и других полезных микроорганизмов, необходимых нам для полноценного переваривания и усвоения пищи.

Тем, кто хочет снизить вес, можно порекомендовать т.н. Средниземноморскую диету, которая включает оптимальное количество продуктов, богатых клетчаткой и полисахаридами. Эти вещества не только создают допольнительный объём, набухая в желудке и быстро вызывая чувство насыщения, но и образуют своего рода соты, или домики для кисломолочных бактерий, способствуя их размножению и расселению в кишечнике, что приводит снижению масы тела и похудению у людей, страдающих избыточным весом и ожирением.

Источник информации:

Новые материалы